Городецкая роспись. НОД по ИЗО «Городецкая роспись Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

Басаман Ольга Валерьевна
НОД по ИЗО «Городецкая роспись»

МБДОУ ДС №35 «Ручеёк»

г. Туапсе

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

«Знакомство с городецкой росписью »

с использованием мультимедийного показа

Составила воспитатель :

Басаман Ольга Валерьевна

Цель : пробудить интерес к отечественной культуре через знакомство с народными промыслами.

Программное содержание :

Образовательная :

1. знакомство с городецкой росписью , ее особенностями;

2. учить выделять основные элементы узора;

3. учить расписывать бумажные силуэты (доска) элементами городецкой росписи ("купавки", "листья") ;

4. - формировать умение использовать способы "примакивания", "тычка" для создания узора;

5. закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;

Развивающая :

1. развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;

2. воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Методы и приемы : объяснительно-иллюстративный (изложение материала) ; практический (отработка навыков) ; исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций, сюрпризный момент

Материал :

Для воспитателя : выставка изделий с городецкой росписью , презентация «Городецкая роспись » , аудио запись песен «Ивана - Купала» , народный костюм для воспитателя.

Для детей : гуашь синяя, красная и белая, кисти, тряпочки, бумага в форме доски, закрашенная желтой гуашью на каждого ребенка, баночки с водой.

Словарная работа : городецкая роспись , городецкие мастера , городецкие узоры , «оживка» , дужки.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, поделок.

Ход организованной деятельности:

Под народную музыку дети за воспитателем ведут хоровод «Ивана - Купала» , исполняют танец, а затем рассаживаются перед мультимедийным экраном.

Показ презентации и рассказ воспитателя.

Есть на Волге город древний ,

По названью – Городец .

Славится по всей России

Своей росписью , творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо - птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом , ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края . Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца .

Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву – резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит» .

Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки , в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта.

Роспись , которая зародилась в Городце , трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы : пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни : шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Рассматривание образцов росписи .

Городецкая роспись символична . Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан . Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи , в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

Под музыку дети играют в р. н. игру «Змейка»

и переходят к столам.

Воспитатель : Давайте, посмотрим, как составлен узор? Как расположены элементы узора?

Дети : В середине расположен бутон, от него справа и слева нарисованы одинаковые бутоны с листьями.

Воспитатель : Можно его назвать симметричной гирляндой?

Дети : Да!

Воспитатель : Обратите внимание, куда смотрят бутоны. Бутон, нарисованный в центре гирлянды, смотрит вверх, а два других смотрят в

разные стороны - один влево, другой вправо.

Посмотрите, как я буду рисовать бутоны. Сначала нужно нарисовать крупные круги, такие как на листе бумаги, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки-"глазки", красные на розовых бутонах, синие - на голубых. Маленький кружочек на половину заходит на большой круг. Под кружочком рисую дужку.

Воспитатель : А теперь обратите внимание на листья. Какие они по размеру?

Дети : В середине гирлянды крупные, а по краям мелкие.

Воспитатель : Как, вы, думаете, каким приемом следует рисовать крупные листья и каким - мелкие?

Дети : У крупных листьев рисуется контур и закрашивается, а маленькие листочки можно изобразить боковым мазком.

Воспитатель : Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?

Дети : Розовых и голубых.

Воспитатель : Что же нам делать?

Дети : Надо смешать краски.

Воспитатель : Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети : В белую краску добавить немного красной.

Воспитатель : А как получить голубой цвет?

Дети : В белую краску добавить синий цвет.

Воспитатель : С какого элемента вы начнете рисовать гирлянду?

Дети : С центрального бутона.

Самостоятельная работа детей.

Выставка детских работ стихи :

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца .

Занятие заканчивается веселым танцем «Пчелы» исполн. «Ивана Купала»

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.

Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.

Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива «конь» и « птица»

Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка Розан Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.

Купавка Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

Городецкая ромашка

Работа учащихся: Выполнить эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете. 1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски. 3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок. 4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Городецкая роспись»

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Городецкая роспись»

Цель: Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

Учебная - формирование системы знаний, необходимых для развития

художественной культуры.

Развивающая - развитие умения самостоятельно и мотивировано организвать свою познавательную деятельность.

Воспитательные - формирование у обучающихся духовности и культуры,

самостоятельности, инициативности.

Задачи: - Способствовать приобретению опыта разнообразной деятельности;

Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление связи между целью учебной деятельности и жизненными ситуациями;

Регуляторные:

Постановка учебной задачи;

Планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений в план и способ действия;

Предвосхищение результата;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Рефлексия, воспитание волевой саморегуляции

Познавательные:

Общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; преобразование объекта из чувственной формы в модель.

Логические - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблем - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: презентация городецкой росписи.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь,набор элементов городецкой росписи

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

    Актуализация - 10 мин.

Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.

    Постановка художественной задачи - 2 мин.

    Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой

декоративной композиции - 10 мин.

    Выполнение практической работы: аппликация – 15 мин.

    Анализ детских работ - 3 мин.

    Рефлексия - 3 мин.

    Заключительное слово - 2 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент .

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.

Сначала давайте вспомним, что такое орнамент, ведь именно его мы можем видеть на предметах нашего быта.

Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.

Мы познакомимся с еще одним из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».

Но для начала я предлагаю вспомнить о тех видах декоративно-прикладного искусства, которые мы уже изучили.

(слайд хохлома)

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?

(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)

(слайд гжель)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.

(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике) (слайд с городецкой росписью)

А вот такие прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла - Городца.

Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.

Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных.

Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.


А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера (ученики выполняют работу в альбоме, учитель на доске)

Сегодня мы постараемся научиться писать купавку и розан способом примакивания кистью.

Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

Ученики тренируются в своих альбомах рисовать купавку.

А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать розан.

Ученики выполняют задание в альбоме.

3. Практическая работа.

На ваших партах находятся шаблоны элементы городецкой росписи, краски,палитра и подготовленный лист.Ваша задача «расписать» «под Городец».

Дети выполняют работу.

    Анализ детских работ.

Ученики, выполнившие работу, проходят по классу просматриваю работы остальных художников

5. Рефлексия.

.

Эмма Жавновская

Городецкая роспись -один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие ,сочные,жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства,невиданные птицы-символ счастья,а цветы -здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны . Вот такой.

Для этого нам понадобятся :кисти разных размеров,гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под"дерево".


Смешиваем белую гуашь с красной и синей,получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги,так называемые "подмалевки"


Синей и красной гуашью рисуем"подмалевки"меньшего размера,немного заходя на основной круг.


Украшаем наш розан лепестками,на бутонах прорисовываем дуги .



Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой,делаем симметричные отпечатки листьев.


Ну и наконец,самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим "оживки" белой краской в виде точек,дуг,капелек,штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

чувство меры.




Как видите,ничего сложного. Удачи всем!


Птички-свистульки.



Декоративные тарелочки.