Пластилиновый мультик своими руками. Как сделать пластилиновый мультик

Муниципальное казенное учреждение

«Худоеланская основная общеобразовательная школа»

исследовательская работа

ученица 4 класса

Руководитель работы:

Рачкова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

с. Худоеланское

2015

Я леплю из пластилина -
Пластилин нежней, чем глина -
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак…

Почему я выбрала эту тему?

Лепить из пластилина я начала, когда пошла в детский сад. Там на занятиях по лепке мы выдумывали разные фигурки и создавали их. Более красивые и аккуратные формы у меня начали получаться когда я пошла учиться в школу. Моя работа из пластилина принимала участие в муниципальном конкурсе детского декоративного творчества «Красный, желтый, зеленый» и заняла 1 место. На сайте нашей школы есть галерея моих поделок. Больше всего мне нравится лепить фигурки зверей. У меня дома очень много поделок, с ними я играю, берегу их. Пластилин – очень пластичный и мягкий материал, поэтому сохранить поделки из него, к сожалению, очень сложно. Я стала задумываться над тем, как продлить жизнь моему творчеству.

И вот однажды я в очередной раз посмотрела мультфильмы «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона». Они и заставили меня задуматься о том, что можно попробовать оживить и увековечить моих пластилиновых друзей, создав пластилиновый мультфильм своими руками.

Эту глобальную идею я решили воплотить в жизнь.

Цель: исследовательской работы создать пластилиновый мультфильм

Задачи:

    Узнать историю создания пластилина, выяснить его свойства и возможности.

    Собрать информацию по теме проекта из книг, из интернета.

    Выяснить отношение учащихся начальных классов мультфильмам.

    Изучить способы создания пластилиновых мультфильмов .

    Познакомиться и освоить технику монтажа мультфильма с помощью программы Windows Movie Maker.

    Выбрать тему мультфильма.

    Слепить героев и декорации.

    Создать мультфильм из пластилина своими руками.

Объект исследования: пластилиновый мультфильм

Предмет исследования: пластилин

Методы исследования:

    работа с литературой,

    поиск информации в Интернете,

    анкетирование,

    моделирование.

Гипотеза:

Можно самостоятельно сделать мультфильм из пластилина в домашних условиях.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

Я провела опрос среди учащихся начальных классов. Для этого мною была составлена анкета (приложение 1). Было опрошено 38 человек.

Проведя анализ анкетирования, я выяснила что:

    почти все ребята (34 человека) любят смотреть мультфильмы, не любят – 4 человека;

    любят отечественные мультфильмы – 29 человек, зарубежные – 9 чел.;

    смотрят мультфильмы по норме (до полутора часов в день) – 28 человек, выше нормы– 10 человек

Что я узнала о пластилине?

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЛАСТИЛИНА

Немного истории, для тех, кому интересно. Известно, что в Германии в 1880 году пластилин запатентовал Франц Колба.

В Англии в 1897 то же самое сделал работавший преподавателем Школы искусств Вильям Харбатт. До этого для лепки использовалась исключительно глина. Первый пластилин был серого цвета. Но уже через несколько лет он стал настолько популярен, что его начали производить на заводе и даже добавлять в него красящие пигменты - сначала, правда, только четыре цвета. Нам же доступен пластилин всех цветов радуги и даже больше.

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ПЛАСТИЛИН?

В состав пластилина входит множество ингредиентов. Продаваемый сегодня материал для лепки значительно отличается от того, который был на прилавках магазинов во времена СССР. Тогда для его производства применяли преимущественно животное сало, которое дополняли химическими веществами. Сегодня же существует множество видов пластилина для детей, отличающихся по составу друг от друга. Однако в большинстве случаев это:

    измельченный глиняный порошок;

    воск пчелиный;

    животное сало;

    церезин;

    цветовые красители – пигменты;

    вазелин.

Последний способствует предотвращению засыхания пластилина, поэтому он достаточно долго остается мягким и пластичным.

В последнее время очень популярным стало так называемое . Делается оно из того же, из чего и пластилин, с одной лишь разницей, что для его производства используют больше смазывающих веществ (производные вазелина и глицерина), которые предотвращают быстрое засыхание. Именно поэтому, после работы с таким материалом, руки у детей всегда жирные. Еще один вид, только набирающий популярность - . Он состоит из легких пенопластовых шариков, которые соединены между собой клейким веществом. Это вещество изготавливается на основе глицерина, или специального застывающего геля (застывающий пластилин).

НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ПЛАСТИЛИНА?

Первым, что необходимо сделать, взяв в руки упаковку с пластилином, это обратить внимание на то, из чего он сделан. Если какая-либо информация о составе отсутствует, или имеется, но не на русском языке, то лучше отказаться от его приобретения.

Любой пластилин должен иметь нейтральный запах. Его наличие лишний раз свидетельствует о том, что изготовлен он из плохого сырья.

Чтобы убедится в качестве, необходимо взять кусочек пластилина и подержать его в руке. В норме он не должен плавиться, а лишь слегка размягчаться, становясь пластичным.

БЕЗОПАСЕН ЛИ ПЛАСТИЛИН?

Многие родители, опасаясь за здоровье ребёнка, не дают ему играть с пластилином, переживая, что он случайно откусит кусочек. Данные волнения напрасны, потому как пластилин довольно безопасный материал. Более того, сегодня существуют и такие разновидности пластилина, которые ребенок может без последствий для здоровья съесть. Как правило, об этом указано на упаковке.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА?

Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.

Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит жить в гармонии с природой.

Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления и, что самое главное, для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук.

Кроме развития моторики, мышления и речи, занятия лепкой помогают проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям любого возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия воспитателей и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает эстетически. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Что я узнала о мультфильмах?

Я достала с полки энциклопедический словарь и прочитала, что мультик, мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация – это всё одно и то же, так называют в нашем кино анимацию, в переводе с латинского означает «душа», «одушевление» или «оживление».

Мультипликационный фильм , мультфильм (от слияния лат. mult iplicatio - умножение и англ. film - плёнка) - это , выполненный при помощи средств покадровой отрисовки и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

Информацию о мультфильмах я искала в разных источниках: из книг, интернета, познавательных телевизионных программ.

Вот что я узнала об истории анимации. В 1892 году человек по имени Шарль-Эмиль Рено показал в придуманном им оптическом театре первую «светящуюся пантомиму», в которой картинки, сменяя друг друга, совершали плавное движение. Дело Рено продолжил Эмиль Коль, художник, ученик самого знаменитого карикатуриста XIX века Андре Жиля. В 1908 году состоялась премьера первого в истории полностью анимированного фильма - похожей на оживший рисунок мелом по асфальту двухминутной «Фантасмагории». Этот 1908 год и считается годом рождения мультипликации. Жанр мультипликации развивался вместе с кино. Так, в него пришли сначала звук, а потом и цвет .

ЭМИЛЬ КОЛЬ

Одной из самых известных зарубежных студий по производству мультфильмов является студия Уолта Диснея. З а свою жизнь Уолт Дисней снял 111 мультфильмов. Всем известны такие мультфильмы как: Том и Джерри, Микки Маус.

Крупнейшая в бывшем студия - это "Союзмультфильм" , основанная в у. Самые известные мультфильмы это - Ну, погоди, Винни Пух, Крокодил Гена.

ВИДЫ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Мультфильмы можно разделить по нескольким категориям:

    по способу создания : е, е, пластилиновые;

    п о продолжительности : можно разделить на мультфильмы длительностью обычно более 70 минут и короткометражные около 10 минут;

    по целям и задачам : бывают обучающие мультфильмы, а бывают развлекающие;

    по возрастным критериям и интересам: для детей и взрослых.

О ПЛАСТИЛИНОВЫХ МУЛЬТФИЛЬМАХ
Пластили́новая мультиплика́ция ( clay animation ) - вид . Термин claymation запатентован Ассоциацией в штате . Фильмы делаются путём покадровой съёмки объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами.

В жанре пластилиновой мультипликации работали , . Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла студия .

В пластилиновой мультипликации существует несколько техник:

    : композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида мультипликации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид мультипликации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят мультипликационный фильм « ».

    : классическая пластилиновая мультипликация, схожая по принципу с - объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.

    : персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне , после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые . В данном виде пластилиновой мультипликации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.

ПРАВИЛА ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ

В возрасте до 7 лет не больше 30 минут в день. А максимальным просмотром для ребенка должно являться время в районе 40 – 50 минут на день с перерывами. После 7 лет можно позволять просидеть за телевизором около полутора часа в день, но также с перерывами. Учитывайте, что это максимум, и достигать его каждый день нежелательно.

    телевизор должен быть на расстоянии 2 – 6 м от вас.

    он также должен быть на уровне глаз, то есть где-то 1 – 1,1 м. над уровнем пола.

    нельзя осуществлять просмотр в полной темноте.

    не смотрите, если изображение нечеткое, размытое.

    если в повседневной жизни, вы носите очки или линзы, то и просмотр должен быть в них

    если начинаются неприятные ощущения, усталость в глазах, то нужно прекратить просмотр.

    следует помнить, что норма просмотра для взрослого 2-3 часа, но это время должно быть уменьшено, если ваши глаза подвержены нагрузкам на работе. К примеру, программистам, не следует смотреть телевизор больше часа в день.

Как я снимала пластилиновые мультфильмы.

Для создания мультфильма мне понадобились следующие материалы: пластилин, картон, бумага.

А также инструменты и приспособления: нож для пластилина, стол, фотоаппарат, лампа, компьютер и программа для обработки снятых кадров.

Составила план работы:

    Подготовка декораций

На нижней части коробки приклеила лист с подходящим к сюжету рисунком. Прикрепила коробку пластилином к столу, чтобы она была неподвижна.

    Изготовление героев

    Съёмка и обработка мультфильмов

Установила лампу так, чтобы свет падал на подготовленные декорации.

Прикрепила фотоаппарат к штативу и установила напротив стола с подготовленным фоном.

Закрепила штатив и нажала на кнопку. Первый кадр готов!

Передвигала фигурки примерно на полсантиметра, немного меняла позы и фотографировала. Чем меньше передвинешь фигурку, тем более естественными будут ее движения в готовом мультфильме.

Когда сняла все кадры, скопировала фотографии на компьютер.

Открыла программу Movie Maker, и на видео дорожку последовательно выложила загруженные фотографии. Установила нужную скорость. Лучше всего, если часть
кадров будут сменяться быстро, а некоторые будут оставаться на экране чуть подольше. Тогда герои выглядят, как живые. На аудио дорожку наложила музыку. Ура! Мои мультики готовы!

Результаты исследовательской работы:

Создала свои собственные мультфильмы! В результате проделанной работы я много узнала, прочитала много литературы. Я была сценаристом, режиссером, художником-мультипликатором, звукорежиссером и фотооператором.

Вывод. Снимать пластилиновые мультфильмы - можно в домашних условиях. И я теперь знаю точно, что мультфильм – это талант и творчество, кропотливый труд людей и очень интересное занятие! Я предлагаю посмотреть, что у меня получилось.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение 1

АНКЕТА ОПРОСА ОДНОКЛАССНИКОВ

Вопросы и ответы

Любишь ли ты мультфильмы?

Да

Нет

Любимые мультфильмы

Отечественные

Зарубежные

Нет любимых

Сколько времени в день ты смотришь мультфильмы?

До 30 минут

До 1 часа

До 2 часов

До 3 часов

До 4 часов

Свыше 4 часов

Какие виды мультфильмов ты знаешь?

Рисованные и пластилиновые

Затруднились ответить

МОИ РАБОТЫ:



Работа над мультфильмами.

Изготовила мультипликационных героев и декорации.

Передвигаю фигурки для очередного кадра.

Монтаж мультфильма на компьютере.

Вам понадобится

  • Пластилин, фотоаппарат, штатив, стол, стекло, две-три настольные лампы, компьютер, программы Premier и Final Cut Pro, микрофон.

Инструкция

Итак, с чего же начать? Любой режиссер скажет, что , начинается с истории. Раз уж мы решили, что кино наше будет пластилиновое, то хорошо бы найти такую историю, чтобы пластилину было где разгуляться, т.е. чтобы кусок много раз превращался то в одно, то в другое. Давайте волю фантазии и выдумывайте свою историю!

Создатель пластилинового мультфильма, уподобляется Творцу, создающему мир. И от того, какой вы возьмете материал, зависит устройство мира будущего мультфильма, его красота и прочность. Старайтесь подобрать такой пластилин, который не липнет к рукам, иначе вам будет затруднительно с ним работать. Желательно, чтобы палитра цветов была разнообразна и богата, чтобы вы могли смешивать цвета, словно краски. И еще одно условие: пластилина должно быть много, чтобы вам не пришлось отвлекаться от работы и бежать в магазин в самый вдохновенный момент.

Чтобы работать вам было удобно, сделайте так называемый мультстанок. Для его основы подойдет обыкновенный стол. Над на штативе закрепите фотоаппарат, направленный объективом вниз. Над поверхностью стола установите стекло - это будет ваша рабочая поверхность, по которой будет двигаться пластилин. Под стеклом вы можете менять фоны ваших декораций. Справа и слева установите лампы для освещения. Это простейшая конструкция мультстанка. В процессе работы вы сможете его усовершенствовать.

Можно творить из простого комка пластилина, трансформируя его во что только ни пожелаете. Например, вам нужно снять, как вылупляется из кокона. Слепите разноцветную с раскрытыми крыльями, полодите ее под камеру и щелкните кадрик. Потомсложите ей крылышки, покадрово снимая ваши действия. И постепенно мните и сминайте пластилин в один комок. Отснятый материал прокрутите назад и вы увидите, как будто бабочка вылупляется из кокона. Подобные превращения и завораживают в пластилиновых мультфильмах больше всего.

В нашем мультфильме могут сниматься и пластилиновые куклы, внутри которых находится проволочный каркас, подобный нашему скелету. Это необходимо, чтобы кукла могла твердо стоять на ногах, ходить, сидеть, двигать руками и головой. Но для работы с такой куклой наш мультстанок уже не годится, ее надо снимать на макете в объемных декорациях, а не плоских. Если не хотите объемную куклу, можно слепить плоскую, без проволоки внутри, положить ее на стекло нашего мультстанка и снимать подвешенной сверху камерой.

Чем занять детей на досуге? Попробуйте показать им, как можно снять мультфильм. Это не так сложно, как вы думаете! Мультик на 3-4 минуты легко! Все для этого уже есть у вас дома:фотоаппарат, компьютер, пластилин или просто игрушка. Оживляйте и снимайте!

Все дети любят лепить из пластилина. И не удивительно – получить желаемый объект в объеме гораздо проще, чем на плоскости. В особенности, если учесть огромное количество материалов и пособий по лепке из пластилина для детей, мы можем смело рассчитывать на то, что ребенок возраста от 6-7 лет вполне в состоянии справиться с лепкой героев целой сказки.

Мы уже не раз встречали на форумах отчеты пап и мам о совместном с ребенком хобби – лепке сказочных героев (к слову хотим сказать, что наши аниматоры иногда встречали детей, у которых персонажи сказок лежали в коробочках уже готовые — от волка с козлятами до героев библейских сюжетов). Мы же сейчас предлагаем вдохнуть жизнь в этих залежавшихся коробочных созданий.

Итак, для того, чтобы воплотить в жизнь эту идею, мы сразу очертим рекомендуемый возраст детей, готовых к такому испытанию. По опыту, это возраст от 9 лет, однако, необходимо помнить, что в свободное от непосредственной пластилиновой анимации время дети должны иметь возможность найти себе какое-нибудь занятие – от аниматора, если мультфильм делается на дне рождения в детском клубе, например, до специально подготовленных сюрпризов, если съемка мультфильма производится в домашних условиях.

Второе, без чего не обходится никакая мультипликация, даже профессиональная — это компьютер со специальной монтажной программой, в принципе, возможно использовать любой видеоредактор, поколдовав слегка с его настройками.

Третье, в нашем случае, когда оживляемые герои – реальные обекты — фигурки из пластилина (в отличие от отрисованных в компьютере сцен), необходиимо перенести их изображение в программу монтажа. Это мы делаем с помощью фотоаппарата. Фотоаппарат должен быть установлен на надежном штативе, в зависимости от размещения рабочего стола – настроен на вертикальную или горизонтальную плоскость. Несколько слов о фотоаппарате. Полностью ручные настройки обязательны – не полагайтесь на автомат – ставьте в ручную выдержку, диафрагму, добейтесь нужной глубины резкости, максимально изолируйте шторами нестабильный дневной свет из окна.

И последнее, устойчивый надежный стол и задник, создающий фон будущего мультфильма.
Принцип создания движения дети быстро поймут – только продемонстрируйте им смену кадров, фиксирующих каждый шаг и движение объектов. Частота кадров подбирается на месте, стандарт — от 6 кадров в секунду.

Итак, поехали! Последовательная фотосъемка сцен, в которой перед каждым кадром юный мультипликатор осуществляет перемещение частей тела героя, обьектов на небольшое расстояние, даст вам множество фотографий. Собираем их в видеоредакторе, делаем аккуратные переходы между сценами, добавляем титры, и, конечно, озвучиваем. Для экономии времени мы озвучиваем в 3 приема в прямом эфире, с онлайн записью озвучивания видеоряда. Для более тщательной отработки звуков рекомендуется подходить к каждому объекту индивидуально.

«Дары волхвов» О. Генри – одна из самых известных рождественских историй, которая претерпела множество экранизаций. В главный христианский праздник мы пообщались с автором самой необычной из них – молодым писателем Алексеем Артемьевым, который создает мультфильмы из пластилиновых фигурок.

Как пришла идея

Мультфильмы я начал создавать, когда учился в университете. Приближалась очередная Студенческая весна, и нам потребовалось придумать оригинальный номер. Очень хотелось показать что-то необычное, чего еще не видели ни члены жюри, ни зрители. Тогда я вспомнил, что в детстве любил лепить фигурки из пластилина. Это была моя любимая игрушка. Так мне пришла смелая идея показать пластилиновый мультфильм. Тем более, в нашей стране существует богатая традиция такой анимации. «Пластилиновую ворону» знают абсолютно все.

Лепить из пластилина Алексей Артемьев любит с детства

В ректорате мой замысел одобрили и даже выделили мне кабинет в общежитии для съемок. Там я вместе со своими помощниками трудился по 6-8 часов в день. В результате появился мультфильм «Пластилиновый студент». А я решил продолжать развиваться в этом направлении. Идей тогда было множество.

Дары волхвов

Мультфильмы для меня не работа, а просто увлечение, хобби. За это ни я, ни мои помощники никогда не получали никаких денег. Главная моя цель – получить удовольствие от процесса и, конечно, порадовать и удивить зрителя, заставить его подумать: «А как это делалось?». Наблюдать за подобной реакцией – поистине бесценное удовольствие.


Один двух-трехминутный мультфильм может сниматься более года

На сегодняшний день своей самой значительной работой я считаю мультфильм «Дары волхвов». Это вольная интерпретация одноименного рассказа О. Генри. Двое влюбленных хотят сделать друг другу подарки на Сочельник, но у них нет денег. Тогда они решают продать самые ценные вещи. Девушка – свои волосы, а парень – часы. Но по иронии судьбы парень покупает в подарок на вырученные деньги расческу для волос, а девушка – цепочку для часов.

Как снимаются мультфильмы

На создание мультфильмов уходит очень много сил и времени. Один двух-трехминутный мультфильм может сниматься более года. Собственно производство мультфильма состоит из двух этапов: лепка и анимация. Лепка занимает гораздо больше времени, зато анимация требует огромных усилий, так что однозначно сказать, что из этого сложнее, нельзя.

Процесс происходит за обычным письменным столом. Персонажи, предметы, фон – все это необходимо лепить из пластилина. Для съемки «Даров волхвов» мне потребовалось свыше 20 килограммов исходного материала.


На одну секунду финального видео требуется 25-30 фотографий

Само создание мультфильма на первый взгляд выглядит незамысловато. Все вылепленные фигурки расставляются в определенном порядке, и делается фотография. Затем положение фигурок немного изменяется, и делается следующая фотография. И так пока не отснимешь целый сюжет.

На одну секунду финального видео требуется 25-30 фотографий. Нетрудно посчитать, сколько нужно наснимать кадров для простого трехминутного мультфильма.

Что дальше

К сожалению, сейчас времени на создание новых мультфильмов катастрофически не хватает. Все свое время я посвящаю работе, а заниматься таким серьезным делом от случая к случаю, урывками, невозможно. И все же я хочу попробовать себя в каких-нибудь новых жанрах. В ближайших планах – попробовать заняться пластилиновыми фотографиями. Это такие вылепленные миниатюры с фоном и персонажами.


Верхнего предела цен на профессиональное оборудование практически не существует

Цена вопроса

Если вы решили заняться созданием любительских мультфильмов, вначале вам придется немного потратиться

Накануне Дня Независимости на Первом национальном телеканале начался показ пластилинового 26-серийного мультфильма "Моя країна - Україна". Этот познавательный сериал рассказывает об истории и легендах городов и сел разных регионов страны.

Руководитель проекта - режиссер Степан Коваль - в свое время покорил Европу мультфильмом "Шел трамвай девятый номер", получившим "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля, и снял получившие награды фильмы "Злыдни", "Глинечка", "Стать твердым".

Сейчас студия продолжает работу над анимационным сериалом "Профессионалы" и планирует снять проект "Родовое дерево" о том, как появилась украинская нация, и какие народности в ней есть. Пластилиновые мультфильмы, созданные на "Новаторфильме", - правдивые и добрые, смешные и грустные.

INSIDER узнал, как мультипликаторы "оживляют" целые пластилиновые миры.

От идеи до техники, или В анимации оживает все

Создание мультфильма - процесс не быстрый. В среднем небольшой анимационный фильм снимают за три-четыре месяца, а если режиссер неопытный - то за полгода - год.

Но и в таком творческом деле существуют государственные нормативы: 9 минут мультика за 9 месяцев. В коммерческой мультипликации, где команда проводит серьезную подготовку и творчество "поставлено на конвейер", времени требуется меньше: 7-9 минут снимают за шесть месяцев.

Рассказывая о секретах мультипликации, режиссер "на ходу" лепит нового героя - смешного желтого человечка.

После того, как появилась идея, мультипликаторы создают некое подобие сценария - несколько строчек рукописного текста, фабулу. Иногда для этого привлекают сценаристов. И уже потом выбирают технику, в которой будет сделан мульт.

Выбор техники зависит от фантазии, потому что оживать в анимации может все: рисунки, пластилиновые человечки, пуговицы, песок. "У известного режиссера-мультипликатора Гарри Бардина были фильмы из проволоки, еды, бумажек и даже перьев. Главным персонажем может стать и боксерская перчатка. Двигаться в анимации может все. Это же одушевление. Но выбор технологии - очень ответственный момент, ведь режиссер ограничивает себя каким-то материалом и создает новый мир с законами, по которым будут жить персонажи", - объясняет Степан.

Творческая команда придумывает сцены, из которых будет состоять фильм, выбирает размер героев и плана. Раньше, например, считалось, что в одном 10-минутном мультфильме должно быть в среднем 60 планов, а в 4-х минутной серии проекта "Моя країна - Україна" - их 80.

"Приходят преподаватели или мэтры к молодым режиссерам, смотрят и говорят: воздуха в фильме не хватает. Очень все динамично, ритмично. Но и мир поменялся, и восприятие зрителя. Молодежь воспринимает информацию клипово - появляется телеграфный стиль. Поэтому молодые режиссеры в этом же ритме передают информацию, стучат как телеграфный аппарат. Темпоритм сейчас очень увеличился. Даже семилетние дети начинают зевать на старых фильмах, им тягостно. Они быстро прочувствуют эмоцию".

Степан Коваль, режиссер

В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное

Как создают героя, или Полет пластилиновой мухи

Чаще всего мультяшного пластилинового героя сначала рисуют на бумаге - делают эскиз в цвете. И лишь потом лепят. Вылепить персонажа сразу, без рисунка, под силу только очень опытным аниматорам. Да и всегда лучше "поискать" образ. По словам режиссера, здесь важны все мелочи: каким будет взгляд, улыбка фигурки, будет ли у нее, например, горб, какого цвета одежда, какими качествами будет обладать герой - положительными или отрицательными. Все это продумать нужно заранее.


Эскизы могут быть не только профессиональными, но и любительскими. Случается, что мультипликаторы доверяют придумывать героев детям.

"10-летний мальчик у нас выдумал персонажей. Мы ему не подсказывали. Он как видел, так и делал. Смотришь на детский рисунок - в нем сама наивность, но в этой корявой графике заложено все. Ребенку придумать смешного персонажа легче, чем взрослому", - говорит режиссер. Именно поэтому в профессиональной студии мультипликации обучают и детей.

"Самому старшему нашему мультипликатору 10, младшему - 45", - шутит Коваль.

По эскизам героев вручную изготавливают из пластилина. При этом на одну серию уходит от 10 до 50 кг пластичного материала. Персонажей мультипликаторам нередко приходится лепить по несколько раз за съемку - в процессе работы они деформируются. Фигурки не сохраняются, а материал вновь используют до тех пор, пока он пригоден для работы.

Часть сюжетов снимают по технологии, придуманной более 100 лет назад Эмилем Колем (создателем графической анимации, - ред.). С помощью закрепленной вверху фотокамеры пластилиновых персонажей фотографируют в придуманных позах, в положении "лежа" на прозрачном стеклянном столе с однотонным фоном разных цветов - так называемым рир-экраном.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

Есть и другой тип съемки. В нем используют пластилиновых кукол, которые за счет твердости могут "стоять на ногах". В особом студийном павильоне их, как в кукольном театре, размещают на фоне декораций. И снимают каждое движение покадрово, как того требует сюжет.

И горизонтальная покадровая съемка, и съемка в павильоне называется стоп-моушн. Степан Коваль признает, что процесс этот трудоемкий.

Видеосъемку применяют редко - тогда, когда нужно показать "живые", не покадровые движения героя. Но чаще все же используют цифровой фотоаппарат. На одну секунду мультяшной истории уходит 25 кадров, на минуту - 1500.

Есть у мультипликаторов и свои хитрости. "Один известный аниматор Андрей Слесаревский умудряется снимать даже полет мухи. Пластилиновую муху он подбрасывает в воздух и фотографирует камерой в полете, покадрово. У нас свои шалости", - смеется главный режиссер.

Способ сделать движения персонажей плавными придумал еще знаменитый Уолт Дисней и создал для этого специальные инструкции. Их вместе с более поздними разработками других мультипликаторов используют до сих пор. Но заставить героя двигаться на экране компьютера - не самое сложное. Его нужно "разыграть" по правилам актерского мастерства.

Личность уже созданного персонажа не менее важна, чем его внешний вид. Поэтому режиссеры тщательно продумывают, что и как будут говорить в мультфильме их пластилиновые протеже. А параллельно накладывают звуковой ряд: шумы, музыку.

"В моих мультфильмах мне ни один герой не нравится. Я бы их всех переделал. Проходит время, появляется новое виденье. И всегда сожалеешь: почему я не придумал это раньше", - улыбаясь, говорит режиссер.


Сведение звукового ряда и анимирование сцен происходит параллельно. Потом материал монтируется в один ролик - это означает, что все сцены мультфильма готовы.

"Кино должно быть необычным, чтобы зрителя заворожить. Новым, оригинальным и технически современным. Еще Федор Хитрук (советский мультипликатор, - ред.) говорил, что все "застолблено". Все технологии. Ищите новое. Новое найти все сложнее, как нефть добывать. Сначала она сверху, а потом - попробуй, докопайся до нее", - рассказывает Коваль.

"Что я сделал!", или Зачем идут в анимацию

Когда фильм закончен, творческая группа собирается на первый показ.

"Это ответственный момент, когда режиссер говорит: "Блин, что я сделал!" Аниматор: "Надо было лучше санимировать, а вот тут хорошо!". Монтажер: "Ритм одинаковый". Художник: "Ой, Ба! Цветокоррекция не та!". Если каждый недоволен, значит, каждый талантлив. Если все считают, что кино сразу получилось - команда не переживает за судьбу фильма", - рассказывает о волнительном моменте Степан.

Если команде не нравится результат - начинаются доработки и изменения.

"Когда все уже "выдохлись", трепетно, дрожащим пальцем фильм выкладывается в интернет или отправляется на фестиваль. Если есть заказчик - например, Госкино - он сдается комиссии. Собираются компетентные дяденьки и тетеньки. И говорят: "Да, можно было что-то изменить, но в целом - неплохо". Это всех радует и успокаивает. Иногда фильм не принимают, говорят: "Стыдно, что вы наделали!" Хорошо, что есть и такое жесткое и требовательное отношение к кино", - рассказывает мультипликатор.

Случается, что неплохой мультфильм отправляют на фестивали, а его не принимают. Режиссер объясняет, что это - не показатель качества работы. Мультфильм может быть сделан правильно с точки зрения ремесла, но в нем должно быть еще и открытие, которое "зацепит" жюри. Степан считает, что большинство украинских мультфильмов сейчас - просто хорошее кино.


Фото: Максим Кудимець/INSIDER

"В анимацию идут одержимые идеей, чтобы удивить мир. Бизнесом это не назовешь. Это не та работа, которая приносит бешеные дивиденды. Во всем мире авторское кино делается на коленках, на чердаках, на кухнях людьми, которые не могут отвязаться от своей идеи. Они не могут спать, есть, жить, пока не сделают это кино. Вдохновение настолько сильное", - делится переживаниями режиссер "Новаторфильма".

"Человек приходит на площадку и понимает, что может с персонажем сделать все, что угодно. Создать его хорошим, плохим. Он начинает выдумывать новый мир, где бы его эмоция была еще смешнее, или ищет выход из жизненной ситуации. То есть пытается сделать мир другим. По большому счету, весь наш мир - анимационное кино", - говорит он.