Древние рисунки на посуде. Древняя орнаментовка глиняной посуды


Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель проекта:. - Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров; -Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом; -Создать самим образцы посуды со своим узором; -Учить пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, интернетом.








Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли Интернет-ресурсы. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда с геометрическими узорами выглядит очень красиво! Мы создали альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые мы видели в различных местах и исчерпали из различных источников.







Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ: научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом, развивать познавательный интерес учащихся. ЗАДАЧИ: учить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, развивать творческий потенциал, стремление к успеху, воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

3 слайд

Описание слайда:

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ученики создают альбом орнаментов и узоров на посуде КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА: в ходе индивидуальной, групповой и коллективной работы над проектом учащиеся изучат историю возникновения орнаментов, их видами, познакомятся с орнаментами народов мира и России, применением орнаментов в современном мире. ПРЕДМЕТЫ: математика; технология; изобразительное искусство.

4 слайд

Описание слайда:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА: Подготовительный 1. Знакомство с темой. 2. Составление плана работы. 3.Деление учащихся нагруппы, распределениезаданий. 1. Беседа с учащимися. 2.Помощь в поиске и выборе информации. 3. Подготовка презентации. Основной Учащиеся подбираютинформацию, систематизируюти оформляют ее в виде презентаций, сообщений, докладов. Консультант. Заключительный Защита проектов: "Геометрический орнамент", "Замкнутый орнамент", "Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива Подведение итогов. Оценка результатов.

5 слайд

Описание слайда:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ 1 группа 5 группа 6 группа 2 группа 3 группа 4 группа Виды орнаментов Орнаменты разных стран История глиняной посуды Древней Руси История деревянной посуды Древней Руси Промыслы Руси (Гжель, Хохлома) Что такое орнамент и узор?

6 слайд

Описание слайда:

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Орнамент - это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, а лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства - цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых до сложных. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа. Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания и некоторые из них имеют определенную предпочтительность в дизайне различных вещей и предметов. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Узоры и орнаменты используются в народном творчестве, драгоценных окладах, тесьме и др. ОРНАМЕНТ И УЗОР

7 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ: Антропоморфный орнамент Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Геометрический орнамент Геометрический орнамент использует простейшие геометрические формы – линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.

8 слайд

Описание слайда:

Зооморфный орнамент Зооморфный орнамент – орнамент, построенный на изображении реальных или фантастических животных и птиц, а также их отдельных частей, с различной степенью стилизации. Каллиграфический орнамент Каллиграфический орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему рисунку и ритму. Предметный орнамент Предметный орнамент включает в себя изображения военных атрибутов, предметов быта, музыкальных инструментов, театральных масок.

9 слайд

Описание слайда:

Природный орнамент Главным мотивом орнамента является природа: морские волны, ореол пламени, небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде серпа, звезды, молнии, элементы пейзажа. Растительный орнамент Растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях.

10 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг - круг бытия, - обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани». Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотив - меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

11 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНИЙ КИТАЙ С древних времен Поднебесная была законодателем мод в изготовлении посуды, ведь именно там изобрели еще в 4 веке фарфор. Китайцы ревниво хранили секрет изготовления фарфоровых ваз, разглашение которого каралось смертной казнью. Видимо по этой причине даже их соседи, Япония и Корея, смогли изготовить первые фарфоровые изделия спустя лишь несколько веков. В Европе рецепт фарфора открыли в конце 16 века, а до этого драгоценную посуду с невероятными предосторожностями экспортировали из Китая – из мастерских Лунцюаня, из Динчжоу и Цычжоу. В 14 веке центр производства китайского фарфора переместился в Цзиндэчжэнь, в это время изделия украшали свинцовыми глазурями трех цветов. Утонченность формы, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи делали китайский фарфор поистине драгоценным.

12 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНИЙ РИМ Посуда в Древнем Риме была очень разнообразна. Её делали из глины, стекла и металла. Зажиточные люди пользовались роскошной посудой из серебра и золота. В "Доме Менандра" в Помпеях было найдено 118 серебряных предметов. Это были всевозможные блюда, чаши, зеркала и даже серебряный кошелек.

13 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ Древнейшая в мире керамика впервые была обнаружена на Японском архипелаге. В 1960 г.во время раскопок первобытной стоянки в пещере Фукуи (префектура Нагасаки, остров Кюсю) были найдены обломки глиняных сосудов, возраст которых, по данным радиоуглеродного анализа, около 13 тысяч лет. Большинство памятников открыто в центральной и южной частях о. Хонсю, на севере о. Кюсю. Древнейшие керамические комплексы самого северного острова Хоккайдо датируются временем около 9 тысяч лет. Образцы древнейшей японской керамики представляют собой обломки сосудов, которые использовались, вероятно, для каких-то хозяйственно-бытовых нужд. Эти изделия первых гончаров были еще очень примитивны. Формовочной массой для них служила природная глина, часто плохо очищенная, содержащая грубые песчаные примеси. Ранние керамические сосуды имели простую форму - с прямыми или слегка расширенными к устью стенками, острым или плоским дном. По внешнему виду они напоминали перевернутый конус или цилиндр. Остродонные сосуды предназначались для вкапывания их в землю либо для подвешивания над огнем при помощи веревочки, продетой в отверстия, расположенные вдоль устья. Стенки глиняных емкостей лишь слегка заглаживались в процессе формовки и оставались после обжига шероховатыми. Обжигалась керамика в обычном открытом костре, при низких температурах в 500° - 700°С. Сосуды имели хрупкие стенки и блеклый желтый или светло-оранжевый цвет. Примечательной чертой древнейшей керамической посуды Японии является то, что при всей своей технологической примитивности она уже отмечена признаками декора. Сосуды украшались незатейливым орнаментом из оттисков веревки или шнура, тонких налепных глиняных жгутиков, ногтевых вдавлений. Интересным вариантом декора были отпечатки створок мелких морских моллюсков.

14 слайд

Описание слайда:

Поскольку посуду из глины в климатических условиях Индии всегда было трудно очищать от остатков пищи и трудно дезинфицировать, металлическая посуда издревле употреблялась очень широко. Запреты, наложенные народной медициной, были кодифицированы религиозными предписаниями, касающимися ритуальной чистоты и нечистоты, в результате чего керамические сосуды стали использоваться членами высоких каст в основном для хранения зерна и воды, и лишь членам низких каст не возбранялось пользоваться ими для еды. Металлическая посуда далеко не вся орнаментировалась. Сосуды для приготовления пищи обычно вообще не несли на себе каких-либо узоров (по тем же гигиеническим соображениям); что касается стаканов, тарелок и кувшинов, то и в них больше ценились форма и материал, чем отделка, хотя их частично и украшали оковкой, рельефом, вырабатываемым при отливке, чеканкой или насечкой. В Индии принято определять технику сочетания каких-либо двух цветов словами «Ганга-Джамна», так как считается, что воды Ганга белого цвета, а сливающейся с ним Джамны - синего. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

15 слайд

Описание слайда:

Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто, например, в Домострое, слово «сосуд» употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке. Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей - варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой. Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок - не знал пелёнок, стар стал - пеленаться стал». ДРЕВНЯЯ РУСЬ

16 слайд

Описание слайда:

Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.

17 слайд

Описание слайда:

Культ дерева на Руси помимо доступности этого материала объясняется также легкостью его обработки и необыкновенной декоративностью, особенно в узорной резьбе. Резьба по дереву – искусство древнее. В геометрической резьбе исследователи обнаруживают много общего с зарубками и метками, которые владелец оставлял когда-то на деревянной колоде своего улья, на деревьях, ограждавших его землю. Для отличия от других метки эти, состоящие из полосок, кружочков, треугольников, ромбиков, усложнялись, и возникал простейший орнамент. Зарубки со временем стали не нужны, а резной орнамент нашел себе применение в предметах крестьянского быта, в утвари и посуде. Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная. Самой распространенной изготовленной деревянной посудой своими руками были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы. Делали деревянную посуду в старину повсеместно.

18 слайд

Описание слайда:

ХОХЛОМА Золотая хохлома Один из ста­ринных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизнен­ный уклад целых поколений и явля­ющийся неотъемлемой частью рос­сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения дра­гоценного металла и своеобраз­ная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, укра­шенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, распо­ложенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода. История золотой хохломы Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, сре­ди которого были «старооб­рядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного ме­талла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего оли­фили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследс­твии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась распис­ная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда из­готавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и ху­дожественной отделки, и предна­значалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

«Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве как с людьми своего поколения, так и с умершими поколениями и с поколениями грядущими». (Поль Лажевен - французский физик 1872-1946)
Однажды я открыла чисто научную книжку –
Вопросы древней истории Южной Сибири./ коллектив авторов; отв. Ред. Я.И. Сунчугашев. - Абакан: Хакасский НИИЯЛИ, 1984.
И в статье:
Матющенко В.И., Сотникова С.В. «О природе культурно-исторических связей населения томского Приобья в эпоху поздней бронзы»
наткнулась на удивительные геометрические орнаменты древнейшей глиняной посуды.

Меня до глубины души поразила фантазия наших предков. Как они умели создавать бесконечное количество узоров из обыкновенных черточек, квадратов, ромбов, точек. Как сильна была у них тяга к украшению своего бытия! В статье сделана даже попытка классифицировать эти узоры и составлена была вот такая схема-таблица:

1. различные комбинации из треугольников (орн. 13—20);
3. различные варианты меандра (орн. 30—41).
И вот я занялась розыском в просторах Интернета по теме древнейших орнаментов, созданных творчеством перволюдей. Кстати, поисковая система Яндекса выдала мне не слишком большую информацию по запрашиваемой теме. Самое главное то, что я уточнила для себя значение некоторых незнакомых для меня слов.
Итак, я выяснила следующее.
Археологическими изысканиями было установлено, что орнаментовка на глиняной посуде появилась еще в эпоху неолита, в 3 тысячелетии до н.э., когда, протирая травой слепленный сырой горшок, человек увидел, что на поверхности влажной глины остаются следы - полосы и черточки. Полоски привлекли внимание. Видимо в этот момент и заработала фантазия первого художника, догадавшего впоследствии усложнить узоры, выдавливая их на сырой поверхности посуды палочкой, косточкой или камешком (такой узор археологи называют накольчатый).
«Орнамент на древней посуде был рельефным: он наносился на подсушенную, но еще влажную поверхность при помощи разных инструментов. В эпоху неолита сосуд весь покрывался орнаментом — волнистыми и прямыми линиями, прочерченными концом палочки». http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216
«С конца неолита распространяются гребенчатые (по схожести с оттиском зубчиков гребня) штампы». http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216

В 1968 г. Хакасской археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Л.Р. Кызласова при раскопках средневековых курганов и крепости на левом берегу Енисея, в 40 км ниже г. Абакана, в горах Оглахтах, были открыты две неолитические стоянки — Оглахты II и Оглахты III.
В эпоху неолита люди научились лепить глиняную посуду. Посуду делали вручную, стенки ее украшали, как правило, различными узорами. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом берегу Енисея близ д. Унюк и на левом – близ деревень Б. Копены и Абакано-Перевоз, а так же на горах Оглахты – в 50 км. ниже г. Абакана. Обнаружено значительное количество лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным. Их поверхность сплошь покрыта орнаментом из ямочных давлений, елочных узоров, нанесенных зубчатым штампом, резных линий и т.п.

Обломки глиняных неолитических сосудов с орнаментом со стоянки Оглахты II. Гребенчатый орнамент присущ керамике всех рассматриваемых неолитических культур Хакасии.

Обломки сосудов у кургана № 4 на стоянке Оглахты III. Поверхность украшена елочным орнаментом, выполненным неглубокими отпечатками гребенчатого штампа с треугольными зубцами, орнаментальные линии состоят из двух рядов этих оттисков.

Обломки сосудов у кургана N° 4 и кургана 7 на стоянке Оглахты III. Покрыт орнаментом в виде широкой «гладкой качалки»


Разъяснения по технике нанесения древних орнаментов на глиняную посуду:
Гребенчатый орнамент - широко распространенный в древности способ украшения керамики. Гребенчатый орнамент наносился на сырую поверхность глиняного сосуда орнаментиром с зубчатым краем, оставляющим отпечатки в виде зубцов гребенки (отсюда — гребенка, гребенчатый). Орнаментиры-штампы изготовлялись из дерева, кости, камня, позднее — металла. Наиболее древними были естественные зубчатые орнаментиры: раковины, челюсти грызунов. Так, для орнаментирования неолитической сумпаньинской керамики использовались латеральные части нижней челюсти бобра. Г. о. на территории округа появился в неолите, вместе с керамикой. Он украшал и сумпаньинскую посуду (V тыс. до н. э.), и посуду раннего неолита в Сургутском Приобье (быстринский тип).
Узоры, полученные с помощью гребенчатого, или зубчатого орнамента, разнообразны. Они зависят от размеров штампа, количества зубцов, способа соприкосновения штампа с поверхностью сосуда. Штамп могли ставить вертикально, наклонно, образуя горизонтальные пояски, ленты, волны; могли печатать ломаную линию, зигзаг, волнистую линию, геометрические фигуры (ромбы, треугольники и т.п.); могли передвигать штамп, ставя его с угла на угол, образуя «качалку», или «шагающую гребенку»; могли протащить штамп без отрыва от стенки сосуда («протащенная гребенка»), прокатывать штамп («прокатка»). http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808729303&rubrikatorObject=0
Накольчатый узор – узор, наносимый техникой прочерчивания и накалывания узоров на мягкую необожженную поверхность сосуда заостренной палочкой или торцом обломанной птичьей косточки. Штамповочный узор возник как модификация накольчатого. Если накольчатая техника подразумевает нанесение узоров торцом орнаментира под острым углом к поверхности, то при Ш. торец орнамента вдавливался под углом либо прокатывался (если штамп имел округлую рабочую поверхность). Штампы изготовлялись из дерева, кости, глины или раковин.
Простейший, техника нанесения зубчатая или гребенчатая, штамп появился в неолите. На его торце вырезалось 2—3 и более зубчиков. В бронзовом веке появились фигурные штампы (крест, зигзаг). (Лит.: Рындина О. М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. — Томск, 1995. http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735592)
В середине III тыс до н.э. наступает эпоха энеолита - медно-каменный век. С ней связано начало истории сибирских скотоводов. В это время на территории Хакасско-Минусинской котловины появляется пришлая культура, которая получает название афанасьевской - по месту первых раскопок у села Афанасьево.
Жили афанасьевцы в легких переносных жилищах типа чумов (на пастбищах и на охоте) и в постоянных поселках из полуземлянок и срубных домов. Печи имели вид чашевидных ям, обрамленных плитняком. Камни печей долго хранили тепло. В золе очагов запекали рыбу, клубни, дичь и другую пищу; в золу удобно было ставить остродонные афанасьевские сосуды.
Керамика афанасьевцев состояла из яйцевидных, круглодонных и шарообразных сосудов, а так же вазочки-курильницы. Вся посуда перед обжигом украшалась разнообразными узорами по верхней части и раскрашивалась охрой.

Керамическая посуда, найденная в кургане афанасьевской культуры середины 3 тыс. до н.э. на берегу Енисея.

В XVI-XIV вв. до н.э. на просторах Сибири получила распространение андроновская культура эпохи бронзы. Свое название она получила по месту раскопок первого кургана у деревни Андроново около Ачинска. Памятники этой культуры распространены в Казахстане, Приуралье, Западной Сибири, Хакасии. Археологами было выявлено, что андроновская культура была единой культурой от Приуралья до Енисея.

Гончарного круга андроновцы не знали, но вручную изготовляли очень красивые сосуды. Орнамент, которым украшались сосуды, имел, вероятно, не только декоративное, но и магическое назначение.

Глиняная посуда этого времени представлена двумя категориями — хозяйственной и парадной. Хозяйственная посуда имеет вид простых сосудов в виде цветочного горшка с прямыми или слегка выпуклыми стенками и орнаментом верхней части. Парадная посуда представляет собой нарядные горшки с изящным профилем, с красиво моделированными шейками, плечиками, с выпуклым туловом и подчеркнутым дном. Их поверхность покрыта, как кружевами, сложным геометрическим узором.

С эпохи финальной бронзы появляются различные фигурные штампы: волнистые, крестовые, уголковые, ромбические. Многие штампы напоминают следы животных — медведя, лисы, лося. До сих пор древние орнаменты живут на изделиях из бересты современные ханты и манси. http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216


Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего на территории Томской области сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. В Нарымском Приобье это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это - поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь Ш, Самусь 4, Кижирово и др.
Нижеприведенные рисунки относятся к керамике еловской культуры. (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области)

Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребенки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.
Основу их орнаментальной композиции составляет чередование нескольких, сравнительно простых, мотивов (елочки, горизонтальной и вертикальной гребенчатой качалки, сетки — с рядами ямочных вдавлений). Верхняя часть сосуда выделяется поясом из ямок или гребенчатой сетки, край венчика оформляется вертикальными насечками. Орнамент покрывает все тело сосуда от венчика до дна.
Андроновское происхождение имеет большая часть геометрических орнаментов на еловских горшках (30 из 46). К ним относятся (рис. 3):
1. различные комбинации из треугольников (орн. 13-—20);
2. треугольника и зигзага (орн. 21—29);
3. различные варианты меандра (орн. 30—41).

Первые мастера учились передавать через переплетение узоров, сочетание цветов и разнообразных мотивов свое понимание прекрасного. К второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы – квадрат, ромб, четырехугольник, треугольник и т.д. Для этих узоров характерны равновесие между элементами, пропорциональное деление фигур.
Библиография:
1. Таскараков С. Древнейшие культуры Минусинской котловины./ С. Таскараков.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.18-29
2. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. – М., 1986
3. Матющенко В.И., Сотникова С.В. «О природе культурно-исторических связей населения томского Приобья в эпоху поздней бронзы» .// Вопросы древней истории Южной Сибири./ коллектив авторов; отв. Ред. Я.И. Сунчугашев. - Абакан: Хакасский НИИЯЛИ, 1984. - с.35-53

Традиция украшать посуду различными узорами пришла еще из древности, при этом она ставилась в отдельный сервант, что служило знаком статуса и богатст

ва хозяина дома. Раньше в к

ачестве росписи использовались различные изображения на пасторальную тематику, цветочки, а сегодня нетрудно найти кухонную утварь с изображениями человека-паука и героев "Звездных войн".

Орнамент и что было, что стало

Как правило, на современной кухне можно найти посуду на любой вкус. Что касается, например, тарелок, то выполнены они в основном аскетично — то есть в белом цвете и с минимальным количеством рисунка. Причем основной узор обычно приходится на каемку, в то время как цен

тральная часть остается пустой. Настоящим произведением искусства могут считаться керамические и фарфоровые изделия. Вот уже где художники дают волю своей неуемной фантазии, ведь узоры и орнаменты на посуде из этих материалов поражают воображение. Такие декоративные изделия выглядят очень роскошно, изящно, поэтому способны украсить собой любой шкаф или постамент. Кроме того, с их помощью можно создать определенный стиль в помещении. Как правило, основной цвет в таких выбирается пастельных оттенков. На таком лаконичном фоне эффектно смотрятся яркие и броские многоцветные узоры.

Однако ввиду того, что фарфор был довольно дорогим удовольствием, мастера из разных стран стали размышлять, как сделать предметы утвари, продумывая орнамент и узор на посуде. Так, умельцы из Гжели создали особенный стиль росписи, где преобладали изображения цветов, птиц, зверей. Кстати, гжельский фарфор получил свое начало в Подмосковье, где в древно

сти было хорошо развито гончарное ремесло. Со временем мастера Гжели сумели усовершенствовать свое мастерство, и теперь произведенные ими изделия отличаются сочетанием синих узоров на белом фоне.

Современные веяния

Очень популярна сегодня японская техника изготовления предметов из керамики для кухни, где отличительной особенностью является орнамент и узор на посуде. Пожалуй, это единственная страна, которая предлагает в своих изделиях такое утонченное сочетание простоты и элегантности и при этом уникального дизайна. Такая кухонная утварь, как тойики и якимоно, сегодня востребована во всем мире, но мало кто знает, что изначально они изготавливались из камня, земли, после чего покрывались глиной с лазурью. Но японские мастера смогли через века пронести главную традицию — использование характ

ерных для старины традиционных мотивов и цветов.

Однако для большинства покупателей актуальными остаются изделия из стекла, которые могут иметь настолько интересный орнамент на посуде (картинки это подтверждают), что их смело можно ставить и на праздничный стол. Кроме того, такая кухонная утварь хороша тем, что она прочна, проста в уходе и экономична в плане стоимости. В отдельную группу можно отнести детскую посуду, которая может изготавливаться из стекла, пластика и даже керамики и при этом иметь свой орнамент и узор. На посуде они смотрятся очень ярко и эффектно, а главное, подобные рисунки совершенно безопасны для здоровья ребенка.

Роспись, цветочные мотивы, традиции Востока и Запада — все это вполне можно найти на современной посуде.

ПРОЕКТ математика вокруг нас Узоры и орнаменты на посудеРуководитель проекта
Иванова Н.Н.

Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде.
Цели и задачи проекта: Узнать что такое узор, орнамент и как
украшают посуду разнообразными узорами.
Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем,
тарелкой.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены.
Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду
самыми разнообразными и очень красивыми узорами.

Узор

это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и
теней. Узор может быть самостоятельным художественным
элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если
повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Орнамент

в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент придает
изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и
фактуру.

Словари объясняют: узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней, а орнамент - это узор, состоящий из повторяющихс

Словари объясняют: узор - это рисунок, созданный при помощи
сочетаний линий, красок и теней, а орнамент - это узор, состоящий из
повторяющихся в определенном порядке элементов.

Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы создания. Орнаменты являются одним из элементов национальной ку

Узоры и орнаменты применяются в различных областях, имеют разные способы
создания. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех
народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны.
Узоры и орнаменты используются в народном творчестве.

Я создал альбом «Орнаменты и узоры на посуде»,

в котором размещены фотографии
наиболее понравившихся мне узоров,
которые я видел в различных местах и
исчерпал из различных источников.