Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях. Точечная роспись для начинающих: простые уроки Роспись тарелочек в технике точка

Роспись представляет собой наносимый узор конкретной техникой и стилем на различных изделиях декоративно-прикладного искусства. Одним из простых видов росписи является точечная роспись. Для начинающих художников, перед тем, как расписывать предметы, можно потренироваться на бумаге. Точечная роспись — это россыпь капель по контуру рисунка, собирающая изображение по типу мозаики из бусин или страз.

Точечный рисунок можно сделать при помощи лаков, краски, нанесенные на тонкую палочку, карандаш. Но конечно проще всего наносить рисунок прочными акриловыми красками, тем более что в наши дни краски можно приобрести в специальной тубе с конусным наконечником, продаваемый под названием контур. Он предназначен изначально для росписи по стеклу, ограничивать растекание витражных красок. С помощью него получаются точечные “стразы” преимущественно на стекле, пластике и других гладких и твердых поверхностях.



Контуры на посуде

Роспись предметов точками имеет свою последовательность в работе. Чтобы научиться делать красивые вещи с помощью этой техники, проведем небольшой мастер-класс, в конце предоставим несколько схем узоров.

Итак, первым делом выбираем поверхность, которую будем расписывать.

Обычно расписывают предметы посуды, бутылки, чашки, тарелки, шкатулки, фигуры, пластиковые поверхности компьютерных аксессуаров, клавиатур и мышей, крышки ноутбука, кожаные поверхности обложек для паспорта и так далее.


Перед началом работы поверхность нужно обезжирить ваткой со спиртом или обычными влажными салфетками. Работать со стеклом удобнее всего , ведь на обратной стороне можно прикрепить эскиз рисунка на бумаге и рисовать по линиям.


Например, мк «Роспись бокалов на свадьбу».

Нам понадобятся обычные бокалы, калька, ручка, ватные диски и тампоны, краска контур по стеклу и керамике.

На кальке рисуется узор и закрепляется с внутренней стороны стенок водой или скотчем. Наносим капли по контурам узора.


На непрозрачных поверхностях можно рисовать произвольно, а чтобы добиться правильных геометрических формы, нужно аккуратно выводить линии вручную или с помощью трафаретов, вырезав из бумаги нужные узоры, будь это прямая линия или изгиб, и крепим скотчем. Теперь можно рисовать по краям.

Если на вашем изделии будут узоры с повторяющимися фрагментами, то использование трафаретов и шаблонов обязательно, приготовьте нужные формы заранее.


Точечная роспись контурами может сочетаться с линиями и другими готовыми рисунками. Усыпать все пространство или только некоторую часть предмета. Обрамить рамкой, сделать фон для центрального предмета или придать ему объем.


Ошибки рисунка исправляются ватными дисками, тампонами, смоченные спиртом или влажными салфетками.

Стили рисования

Использование росписей разных стилей придают обычному предмету определенную тематику. Это очень удобно, если вы создаете особый дизайн интерьера дома. Что любопытно, самые известные стили и орнаменты исторически создавались народными умельцами и хозяйками различными территорий, и теперь любой уголок мира имеет свою визитную карточку, в виде цветовых гамм и узоров. Проведем небольшое путешествие по миру орнаментов.


Используйте в своих работах элементы славянских народных орнаментов. Существует множество видов росписей с определенной техникой и цветовой гаммой. Вы можете создать набор посуды в определенном стиле дизайна, применяя фрагменты орнаментов, устоявшиеся в истории. Используйте в работе их схемы для вышивки.


С помощью этой техники рисования и применения этнических узоров можно создать посуду и другие предметы обихода в восточном или африканском стиле интерьера.

Точечную роспись выполняют и обычными акриловыми красками кисточками, но такие рисунки по силам опытным мастерам.

Очень часто используют разрисовку камней мандалой или рисунками животных. Такие камни используют в качестве талисмана и оберега в доме и служит предметом украшения.



Цель моего мастер-класса - познакомить всех желающих с этой техникой и показать, что точечная роспись - вид творчества увлекательный и очень заразительный. Один раз попробовав, остановиться потом просто невозможно:)
За точечной росписью время летит незаметно, а результат превосходит самые смелые ожидания.
Точечная роспись хороша тем, что при создании орнаментов можно фантазировать безгранично, корректировать рисунки прямо во время работы, добавляя все новые элементы и линии.
Можно рисовать от руки, а можно использовать готовые трафареты. Как видите, возможностей много, и каждая работа получается уникальной и неповторимой.
Для работы я использовала:
- тарелка неглубокая, прозрачная, стеклянная. В моем случае диаметр тарелки 20 см;
- бумага;
- карандаш;
- циркуль;
- линейка;
- скотч;
- ножницы;
- акриловые контуры для стекла и керамики. Цвета: золото, бронза, белый, фиолетовый;
- акриловая краска для фона;
- спонж или губка для нанесения акриловой краски;
- обезжириватель для стекла (спирт, ацетон).




Для начала рисуем и вырезаем из бумаги трафарет. У меня трафарета два. Круг с цветочным орнаментом - для центральной части тарелки. Второй трафарет для окантовки тарелки. Трафареты придуманы и нарисованы от руки.


С помощью скотча крепим бумагу с изображением на обратную сторону тарелки.


Рабочую поверхность тарелки обезжириваем. Когда поверхность высохнет, можно приступать к нанесению точек и созданию рисунка.
Начинаем с обозначения основных линий рисунка - овалов, которые переплетаются между собой. Все овалы я обвела контуром бронзового цвета.




Трафаретом пользоваться можно и нужно, когда стоит задача нарисовать симметричное изображение.
Ромбы внутри композиции обводим точками золотого цвета. Чтобы точки не сливались между собой, соблюдайте расстояние между ними и делайте небольшие перерывы в работе, дав точкам немного подсохнуть. Цвета контуров можно конечно же выбирать на свое усмотрение.




Белый цвет контура хорошо подходит для того, чтобы освежить рисунок. Ставим крупные белые точки в основании овалов.


Теперь продолжаем рисовать белым контуром, но делаем маленькие точки: рисуем небольшие лепестки.


Внутри золотых ромбов ставим крупные точки бронзовым контуром. Внутри белых лепестков рисуем ряды точек. Важно менять цвета контуров, чтобы был виден контраст.


На данном этапе трафарет центральной части больше не нужен, так как обведены все основные линии рисунка. Можно трафарет смело удалять.


Теперь можно дать волю своей фантазии. Маленькими точками заполняем пространство между золотыми ромбами.




Уже четко прорисовывается цветочный орнамент. С внешней стороны рисунка ставим крупные белые точки.Соединяем точки между собой, рисуя овальные линии. На этом этапе рисуем овальные линии через один. Незаполненные промежутки заполняем точками золотого цвета.






Над белыми вальными линиями параллельно рисуем линии крупными фиолетовыми точками.
Над золотыми линиями рисуем точки белым контуром.
При работе с контурами я заметила, что неметаллизированные цвета контуров (белый, желтый, зеленый, фиолетовый и так далее) более жидкие, чем такие цвета, как золото, серебро и бронза. Поэтому при работе, в том числе, с фиолетовым контуром будьте аккуратны: делайте расстояние между точками больше, иначе точки просто сольются в сплошную линию.




Теперь рисуем следующий ряд над фиолетовыми точками - золотой. Эти элементы «вытягиваем», дорисовывая линии цветами контуров в таком порядке: бронза, белый, фиолетовый.






На этом оформление центральной части композиции я завершила. Приступаем к окантовке тарелки. По краю тарелки обводим линии точками бронзового цвета. И так делаем по все длине окружности.




Добавляем точки золотого цвета, а затем - белого.




Вот так выглядит тарелка уже без трафаретов.


Заключительный этап: создание фона. Фон в данном случае является обязательным, так как на прозрачном стекле рисунок теряется и выглядит не так эффектно, как хотелось бы.
Для этого переворачиваем тарелку и спонжем наносим акриловую краску промакивающими движениями.




Мне понадобилось нанести два слоя краски, чтобы тарелка стала непрозрачной. Время высыхания каждого слоя - не менее 1 часа.
Оставьте готовую работу до полного высыхания, а затем наслаждайтесь результатом.

Техника точечной росписи заключается в нанесении на ровную и предварительно обезжиренную поверхность капелек акриловой краски, в результате чего расписанные вещи выглядят так, как будто украшены маленькими драгоценными камушками. Точечная роспись позволяет для самых начинающих мастеров превращать обычные вещи в эксклюзивные и необыкновенные предметы с чудесными узорами.

Разбираемся в азах точечной росписи для начинающих мастеров

Основоположниками точечной росписи считаются мастера-чеканщики – они набирали краску в соломинку и с ее помощью наносили узоры на изделия в виде разноцветных точек. В дальнейшем рукодельницы переняли и преобразовали эту технику в увлекательное хобби по точечной росписи именно акриловыми красками, так как они дают выпуклые точки, а не плоские как обычные красители.

Рисовать в технике точечной росписи можно практически на любых поверхностях – на стекле, пластике, керамике, дереве, коже, главное, чтобы она было чистой, ровной, матовой и обезжиренной.

Если вы только начинаете изучать точечную роспись, то вам подойдет любая акриловая краска и фломастер с тонким кончиком для нанесения красителя – недорого, а эффект практически тот же самый. Если же у вас уже есть некоторый опыт в точечной росписи, то можно попробовать наносить рисунки специальными контурами – тюбиками краски с тонкими носиками.

Обычно точечная роспись заключается в тренировке по нанесении капелек для начинающих рукодельниц – надо четко знать, с какой силой надавить на тюбик, чтобы получилась точка определенного размера. Свою первую роспись лучше всего сделать из контура одного цвета, а в дальнейших работах постепенно увеличивать количество цветов и сложность композиций. Не забывайте предварительно обезжиривать поверхность, которую собираетесь расписывать – эта процедура хорошо закрепит краску и не позволит ей растекаться в процессе работы. Для обезжиривания можно воспользоваться ацетоном или спиртосодержащей жидкостью, кстати, ее же можно использовать для того, чтобы удалить неудачно поставленную точку. Прежде чем приступить к росписи какой-либо поверхности убедитесь, что ваш контур подходит для этого, так как он может быть универсальным или для росписи по стеклу, дереву, коже или другим материалам.

Когда все инструменты и материалы готовы можно приступать к росписи, при этом рисунок можно придумать самостоятельно, скопировать с другой поверхности (картины, обои, мозаика), перерисовать с экрана монитора или использовать готовые шаблоны. В любом случае украшенная вашими руками вещь в технике точечной росписи заиграет новыми красками и добавит оригинальности в интерьер любого жилья.

Кстати, очень удобно использовать трафареты для росписи стеклянной посуды – для этого его нужно просто закрепить с обратной стороны тарелки или другого стеклянного изделия. А если помимо живописи вы увлекаетесь вязанием или вышивкой, то эти же схемы можно применить и для точечного рисунка.

Предлагаем посмотреть несколько фото обычных вещей украшенных в технике точечной росписи и самим убедиться, как такая несложная техника может преобразить внешний вид предмета.

Для того чтобы поближе узнать технологию точечной росписи, предлагаем вашему вниманию мастер-класс по росписи обычной тарелки, которую можно использовать как в декоративных целях, так и в качестве столовой посуды.

Мастер-класс по точечной росписи тарелки.

Благодаря технике точечной росписи можно добиться эффекта инкрустации камнями, вышивки бисером или украшения цветными стразами на изделии, но при этом не затрачивать много времени и сил. Техника довольно проста в исполнении, не требует специального обучения и покупки дорогостоящих материалов.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Ватные диски и палочки для обезжиривания и коррекции рисунка;
  • Этиловый спирт, ацетон или специальный обезжириватель;
  • Акриловая краска разных цветов;
  • Лак для закрепления рисунка (аэрозоль);
  • Иголка, бумага или губка для очистки тюбиков.
Этапы росписи тарелки.

Для начала необходимо хорошо обезжирить поверхность тарелки, которую собираетесь расписывать – для этого используйте обезжириватель и ватные диски. После этого необходимо нарисовать эскиз рисунка, который вы собираетесь делать. При этом можно воспользоваться готовыми схемами или же довериться своей фантазии и попробовать импровизировать.

Перед тем как приступить к росписи необходимо протестировать каждый краситель и потренироваться на бумаге для того чтобы понять не слишком ли густой или жидкий каждый краситель и с какой силой надо выдавливать краску, чтобы получить точку нужного размера. Рисовать следует по принципу от общего к частному, то есть сначала прорисовываете крупные элементы, а затем уже более мелкие детали.

После того, как вы расписали тарелку ее необходимо просушить. Сделать это можно как естественным путем, оставив примерно на сутки или воспользоваться феном (но после этого тарелку все равно нужно оставить в покое часов на 12). Эти способы сушки приемлемы, если вы собираетесь использовать изделие только в декоративных целях, если тарелка будет использоваться регулярно в качестве столовой посуды, то лучше запечь ее в духовке при температуре 170° в течение получаса и затем дать ей остыть, не вынимая из духовки. После этого лучше не мыть тарелку в течение месяца – так краски лучше закрепятся и, соответственно, дольше продержатся.

Вот так легко и непринужденно можно самостоятельно создать неповторимый и оригинальный аксессуар для вашей кухни, уникальный подарок для близких людей или же сделать это удивительное хобби способом дополнительного заработка на продаже вещей ручной работы. Ведь данная техника росписи актуальна не только для кухонной посуды, но и для оригинальных бокалов (на свадьбу, например), сувенирных бутылок, рамок для фото и даже мебели, не говоря уже об одежде, обуви и бужутерии.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео МК, которые помогут вам в освоении этого увлекательного и фантастического вида рукоделия, а так же вдохновят вас на создание новых неповторимых и уникальных вещей в этой технике.

    Пошаговый мастер-класс по точечной росписи тарелки акриловыми контурами

    Первым делом необходимо подготовить тарелочку к росписи: моем её с мылом или со средством для мытья посуды, вытираем насухо, протираем смоченным спиртом/водкой ватным диском.

    Важно! В некоторых источниках встречается мнение, что рабочую поверхность можно обезжиривать жидкостью для снятия лака - будьте осторожны, поскольку зачастую такая жидкость может содержать в составе масла, что не лучшим образом скажется на обезжиривании тарелочки, а, следовательно, и на самой росписи.

    Приступаем к нанесению разметки (для большей наглядности здесь использован красный карандаш, но целесообразнее использовать белый, поскольку он не окрашивает нанесенный поверх него контур). Находим центр тарелки - чертим карандашом три не пересекающиеся хорды (отрезки, соединяющие две произвольные точки на окружности), отмечаем серединку каждой.

    Из середины каждой хорды с помощью угольника проводим перпендикуляр. Пересечение перпендикуляров и будет центром нашей тарелочки.

    Стираем ненужные нам линии, оставляем только центр. Проводим линию через центр тарелки (то есть чертим диаметр).

    С помощью гибкого транспортира размечаем тарелку, деля окружность по 10 градусов.

    Вырезаем несколько небольших кусочков двустороннего скотча и склеиваем их друг с другом. Приклеиваем получившийся многослойный кусочек в центр тарелки, это поможет нам воспользоваться циркулем. На любой из нарисованных линий, двигаясь от края тарелки к центру, наносим следующие деления: 1.5 см, 0.5 см, 1.5 см, 1.5 см, 0.5 см, 2 см, 1.5 см, 0.5 см, 1.5 см, 0.5 см. Вообще, конечно, не обязательно отмерять какое-либо расстояние на одной из линий, чтобы нарисовать круги, в дальнейшем вы можете делать это на глаз. Здесь конкретные отрезки указаны для того, чтобы получился в точности такой же рисунок, как на фотографии.

    Закрепляем наш карандаш в ножку циркуля, ставим иголочку циркуля в самый центр тарелки на скотч и чертим круги по нанесённым отметинам на одной из линий, то есть первый круг (ближе всего к центру) - самый маленький по отметке 0.5 см, второй 1.5 см, третий 0.5 см и т.д. Подобная разметка позволяет рисовать самые разнообразные орнаменты, узоры и мандалы.

    Приступаем к рисованию узора по нанесённой разметке. Рисовать будем от центра тарелки, двигаясь к краю. Первые два нарисованных круга не трогаем, а между вторым и третьим рисуем лепестки. Это первый ряд лепестков.

    И сразу же слегка влажной ватной палочкой аккуратно стираем ненужные нам карандашные линии.

    Пространство между третьим и четвертым кругом оставляем нетронутым, а между четвертым и пятым кругом рисуем крупные лепестки (не забываем после этого стирать ненужную карандашную разметку ватной палочкой). Вы можете оставить линии, обозначающие центр лепестка, но если вы и без этого сможете его определить «на глаз», то можете стереть и его. У нас получился второй ряд лепестков.

    Между большими лепестками, нарисованными на прошлом этапе, рисуем крошечные лепесточки. Между пятым и шестым начерченным кругом рисуем следующий ряд лепестков (более вытянутых) – это третий ряд лепестков.

    Между шестым и седьмым кругом ничего не рисуем (только стираем ненужные линии), а вот между седьмым и восьмым рисуем лепестки, чередуя маленькие и большие. Мы нарисовали четвёртый ряд лепестков.

    Между следующими кругами рисуем огромные лепестки, которые начинаются из вершинок больших лепестков предыдущего ряда. Они составят пятый ряд.

    Снова пропускаем один ряд между следующими кругами и у самого края тарелки рисуем завершающий ряд лепестков. Итого у нас вышло шесть рядов лепестков, считая от центра.

    Между предпоследним и последним рядами лепестков (между лепестков предпоследнего ряда) рисуем «завитушки», похожие на половинки сердечка.

    Аналогичные завитушки из предыдущего шага рисуем между лепестков третьего ряда.

    На этом наша разметка готова! Сейчас приступим к самому интересному - непосредственно к точечной росписи.

    В самом центре ставим большую точку жемчужно-белым контуром.

    Обводим первый круг рядом серебряных точек, а второй - светлым серебром.

    Большие лепестки первого ряда «заточкиваем» лиловыми точками, а лепестки поменьше - светлым серебром.

    Точки стараемся делать одного размера, регулируя нажатие на тюбик, а также ставить их максимально близко друг к другу, но при этом так, чтобы они не сливались друг с другом (если это ваша первая работа в технике точечной росписи, предварительно потренируйтесь ставить точки на листке бумаги).

    Во время работы на кончике пластмассового носика тюбика будет скапливаться краска, её необходимо периодически убирать, вытирая носик о бумажную салфетку.

    Если вы ошиблись или промахнулись (например, точки слились, линия из точек получилась неровной, поставили точку не туда и т.д.), можно поступить следующим образом:

    1) дождаться, пока контур подсохнет, а затем подцепить ошибочную точку чем-нибудь острым (например, зубочисткой или острым краем апельсиновой палочки для маникюра) и убрать её, не задевая соседние точки. После этого (при необходимости) слегка влажной ватной палочкой подчистить место, где была неудачная точка. Этот метод удобен при плотном рисунке, когда вокруг неудачной точки уже присутствует другой рисунок, другие точки;

    2) если неудавшаяся точка находится с краю рисунка, и поблизости от неё отсутствуют другие точки, можно аккуратно стереть ещё невысохшую точку влажной ватной палочкой (или убрать её широким концом апельсиновой палочки, после протерев влажной ватной палочкой), затем протереть это место сухой ватной палочкой и продолжить точкование.

    Круг после первых лепестков обведём серебряными точками, круг, следующий за ним - лиловыми.


    Крупные лепестки следующего ряда (второго) «заточкиваем» лиловыми точками, а маленькие - светлым серебром. Следующий круг обводим крупными точками лилового цвета.

    Используя серебряный контур, обводим точками следующий ряд лепестков.

    Жемчужно-белыми точками заполняем пространство между следующими двумя нарисованными кругами, оставляя между крупными точками место для одной точки поменьше, которую потом ставим лиловым цветом.

    Крупные лепестки следующего (четвёртого) ряда обводим лиловыми точками.


    В этом же четвертом ряду мелкие лепестки между крупными лиловыми обводим серебряными точками. Следующий ряд крупных лепестков обводим серебром, ставя чуть более крупные точки, чем в предыдущем ряду.


    Крупными точками жемчужно-чёрным контуром заполняем пространство между следующими двумя кругами. Оставляем место между жемчужно-чёрными точками для мелких точек светло-серебряного цвета, проставляем их.

    Крайний ряд лепестков обводим точками лилового цвета.

    Даём краске хорошо высохнуть, после чего слегка влажной ватной палочкой стираем ненужные нам карандашные линии, по которым мы уже проставили точки. Ничего страшного, если вы случайно задели нужные линии, при необходимости их можно дорисовать.

    Лиловым цветом ставим точки вокруг центральной жемчужины. Этим же цветом обводим аккуратными точками внутреннюю часть маленьких светло-серебряных лепестков первого и второго рядов.


    Светлым серебром ставим точки по кругу, заполняя пространство между лиловым и серебряным кругом в центре. Точками этого же цвета обводим внутреннюю часть крупных лепестков первого и второго рядов.

    В крупных лепестках первого ряда ставим жемчужно-белую точку, а в маленьких лепестках второго ряда - жемчужно-чёрную.

    В круге после первого ряда лепестков, который мы оставили расчерченным на сектора, в каждой ячейке ставим небольшую жемчужно-белую точку, оставляя между ними расстояние, в которое ставим небольшую лиловую точку. Лиловые точки попадают на границу секторов.

    Рисуем «хвостики» снаружи крупных лепестков первого ряда: в основании между лепестками ставим серебряную точку, после чего зубочисткой растягиваем её к вершинке лепестка, огибая его.

    Аналогичные «хвостики» рисуем и во втором ряду, огибая ими крупные лепестки, но используя уже жемчужно-белую краску.

    Над серебряными «хвостиками» в первом ряду ставим ряд лиловых точек: от крупных к маленьким, постепенно уменьшая их размер к вершине лепестка.

    Внутри крупных лепестков второго ряда ставим ещё один светло-серебряный ряд точек. В центре каждого лепестка ставим жемчужно-белую точку.

    Внутри серебряных лепестков следующего (третьего) ряда приставляем ряд крупных лиловых точек.

    В этих же лепестках из предыдущего шага ставим ряд мелких серебряных точек, после чего в основании рисуем жемчужно-белую точку, а над ней - маленькую лиловую.

    В промежутках между лепестками третьего ряда жемчужно-белым ставим две точки и растягиваем их зубочисткой, рисуя завитушки, похожие на половинки сердечка (по нарисованной нами карандашной разметке) так же, как рисовали «хвостики» ранее.

    В центре каждого «сердечка» ставим небольшую жемчужно-белую точку.

    Внутреннюю сторону следующего четвёртого ряда лепестков (и крупных, и маленьких) обводим рядом светло-серебряных точек.

    Продолжаем заполнять этот же ряд лепестков. В основании лепестков поменьше ставим жемчужно-белую точку и растягиваем её к вершине лепестка (рисуем «хвостик»).

    Заполняем внутреннюю часть больших лепестков ещё одним рядом светло-серебряных точек, делая их при этом чуть большего размера. Внутри крупных лепестков этого же ряда по центру ставим большую жемчужно-чёрную точку.

    Огибаем крупные лиловые лепестки жемчужно-белыми «хвостиками»: ставим точку снаружи лепестка у его вершинки, не выходя при этом за начерченный круг, и растягиваем её к основанию лепестка зубочисткой.

    Аналогично огибаем маленькие серебряные лепестки этого же ряда хвостиками, только уже лилового цвета (также не выходя за начерченный круг).

    Внутри лепестков следующего (пятого) ряда проставляем два ряда светло-серебряных точек.

    По центру ставим огромную лиловую точку, а затем еще по три точки с каждой из сторон от неё, постепенно уменьшая при этом размер точек.

    Снаружи серебряных лепестков пятого ряда рисуем жемчужно-белые «сердечки», такие же, как рисовали ранее.

    С каждой стороны от нарисованных «сердечек» из предыдущего шага ставим по три жемчужно-белых точки, постепенно уменьшая их размер от «сердечка» к краям.

    Внутри крайнего ряда лепестков жемчужно-белым контуром ставим пять точек: одну в вершинке и по две с каждой стороны от неё, а потом растягиваем их зубочисткой по направлению к центру основания.

    В центре основания крайних лепестков ставим крупную лиловую точку, а снаружи проходим сначала рядом серебряных точек, а потом светло-серебряных.

    Между крайних лепестков ставим крупную жемчужно-белую точку.

    Поздравляю! Чудесная нежная тарелочка «Жемчужинка» готова!


Точечная роспись, или point to point, - вид декоративно-прикладного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Его элементы прослеживаются в наскальной живописи коренных австралийцев, сакральных масках Африки и Индонезии. Современные художники оставили в прошлом костяные палочки, краски из сока растений и используют для точечной росписи акриловые контуры, схемы, трафареты.

Рисунок, созданный из собранных в линии и фигуры крапинок, называется точечной росписью. На первый взгляд может показаться, что это сложная техника, требующая в первую очередь терпения, усидчивости и неукоснительного соблюдения изначально заданного узора. На самом деле схемы служат больше для вдохновения или весьма приблизительной прорисовки контура будущего рисунка.

Эта техника скорее медитативная, чем кропотливая. Она требует твердой руки и способности отрешиться от внешнего мира, а не подсчета точек в узоре. Если в вышивке или при плетении бисером положить рядом готовое изделие и образец, бывает трудно отличить одно от другого. Орнаменты для росписи точками - не жесткая инструкция, а руководство к действию. Мастерицы, продающие свои работы через интернет, обязательно указывают под фотографией образца, что точно такого изделия они создать не смогут.

В технике point to point пишут картины, декорируют посуду, мебель, одежду, аксессуары. В последнее время дизайнеры интерьеров украшают целые стены узорами из круглых и каплеобразных пятнышек. Дерево, стекло, металл, пластик, искусственная и натуральная кожа, текстиль - это неполный перечень материалов, используемых для нанесения росписи точками.

Интересно, что часто в технике point to point начинают работать люди, не занимавшиеся раньше никакой живописью. Потом они переходят на масло, акварель или пастель.

Подготовка материалов и инструментов

Раньше в качестве инструмента использовали острую кость или деревянную палочку. Краски готовили из сока растений или глины.

Акриловые контуры

Сейчас в точечной росписи главным инструментом считается акриловый контур. Это металлический (редко - пластиковый) тюбик небольшого объема с длинным носиком. Им очень удобно ставить точки прямо на декорируемую поверхность.

Для контуров в акрил добавляют загуститель, чтобы краска не текла и при высыхании сохраняла объем. Используя различные присадки, выпускают такие разновидности:

При покупке следует обращать внимание на назначение краски. Например, на стекле контур для ткани будет растекаться, а витражный непригоден для росписи текстильных изделий.

Роспись без контуров

При желании можно использовать обычную акриловую краску из баночек - стоит она гораздо дешевле. Тогда в качестве инструмента придется использовать:

  • зубочистку;
  • шило;
  • апельсиновую палочку для маникюра;
  • силиконовую или обычную тонкую кисточку;
  • стек.

Некоторые мастерицы вообще не пользуются контурами - собрать достойную коллекцию цветов непросто.

Подготовка поверхности

Дерево, а при необходимости и металл, перед работой ошкуривают. Любую поверхность, кроме ткани и бумаги, нужно тщательно обезжирить содержащей спирт жидкостью или салфеткой. Для стекла или керамики можно использовать ацетон.

Контуры наносят на предварительно загрунтованную или покрытую лаком поверхность. Стекло и керамику можно расписывать сразу. Грунт и лак продают в художественных магазинах, при покупке нужно внимательно читать этикетку и использовать только на поверхностях, для которых они предназначены.

Точечной росписью можно украсить декоративную посуду. Если вы собираетесь кухонной утварью пользоваться по прямому назначению, инкрустируйте только ее внешнюю часть. Хоть акрил считается экологически чистым материалом, неизвестно в какую реакцию он вступит с пищей.

Пищевым лаком нельзя покрывать посуду, используемую для принятия и приготовления еды. Некоторые его марки предназначены для покрытия труб, полов и стен в пищеблоках, другие же требуют длительной обработки высокими температурами и для использования в домашних условиях непригодны. Для кустарного использования существуют специальные краски под обжиг, расписанные ими изделия запекают в духовке.

Дополнительные материалы

У каждой рукодельницы для росписи есть свой набор вспомогательных средств. Обязательно потребуются:

  • губка или спонж для нанесения грунта и фона;
  • салфетка и иголка для прочистки носика контура;
  • фен для ускорения высыхания акрила;
  • карандаш для нанесения разметки;
  • линейка и сантиметровая лента.

Всевозможные огрехи исправляют с помощью ватной палочки. Свежую краску стирают обычной чистой водой, засохшую - ацетоном или жидкостью для снятия лака.

Шаблоны для росписи

В точечной росписи трафареты и схемы используются часто, но не являются обязательным атрибутом. Мастерицы могут рассматривать их часами в поисках подходящей идеи. Классификаций техник росписи относительно использования шаблонов не существует, условно можно разделить их на три группы:

Чем пользуется большинство мастеров росписи точками, так это шаблонами. Многие из них собирают в специальной коробочке или файлике разнокалиберные сделанные из плотного материала геометрические фигуры, полумесяцы или пейсли (индийский огурец). Неиссякаемыми источниками идей и схем для росписи (не только точечной) служат:

Работа по схемам

В point to point любой рисунок никогда не будет точно совпадать с исходником. При перенесении узора сначала намечают центр изделия (он не всегда совпадает с геометрическим), затем вычерчивают основные оси и контуры. Линии проводят мягким простым или предназначенным для стекла карандашом, тонкой кистью, акрилом. Если вы выбрали последний вариант, подумайте, какую роль эта линия будет играть в готовом изделии. Ее можно сделать:

  • незаметной, практически в тон основе;
  • контрастной, подчеркивающей точечный рисунок;
  • оттеняющей основной узор, использовав краску того же цвета, но другого тона.

Рекомендуемый порядок работы - от центра в стороны, сверху вниз. Это связано с особенностью работы контурами. Например, если вы начнете заполнять круг от внешнего края к центру, рискуете не угадать и испортить рисунок. Придется стирать ацетоном весь фрагмент, грунтовать, тонировать и начинать роспись заново. Сверху рисуют потому, что при работе изделие удобно придерживать за нижнюю часть. Впрочем, это все рекомендации, которые нужно приспосабливать под себя.

Подлаживание шаблонов к разным поверхностям

Причина, по которой схемы в point to point не заняли главенствующее положение, проста. Расписываемая поверхность редко бывает ровной. Даже обычная тарелка имеет сложную для наложения трафарета конфигурацию - у нее круглое донышко, затем идет бортик и поднятый край, часто выгнутый или рельефный. Для точного наложения схемы на обычную бутылку придется производить сложные вычисления и изменения масштаба. Такая работа требует определенных знаний, времени и терпения, что сильно усложняет работу, а некоторых лишает удовольствия от творчества.

Ровная поверхность

На прямых гладких поверхностях сложностей с нанесением узоров не возникнет даже у начинающих. Под прозрачное стекло или пластик кладут схему или трафарет, закрепляют скотчем и спокойно работают.

На тонированную поверхность помещают лист копирки контрастного цвета, затем шаблон и аккуратно прорисовывают. После окончания росписи обратную сторону прозрачной заготовки можно окрасить в любой цвет.

Роспись бокалов

Схемы для точечной росписи бокалов помещают внутрь так, чтобы рисунок можно было увидеть сквозь стекло. Затем набивают емкость туалетной бумагой или тканью. Для лучшего крепления кромку шаблона приклеивают к стеклянному краю скотчем.

Лучше всего выглядят бокалы, выполненные в смешанной технике, где обычной росписью дополняют точечную, или наоборот. Хороши будут дополнения из страз или бусин.

Декорирование тарелок

Сложнее с тарелкой - ее конфигурация только кажется простой. Любой орнамент исказится из-за изгиба.

Можно выйти из положения, используя или комбинируя такие варианты:

  • Намечают центр рисунка и основные оси. Коррекцию рисунка производят при прорисовке контуров.
  • Шаблон плотно прикладывают к тарелке. В тех местах, где образуются складочки, рисунок разрезают и корректируют.
  • Из схемы вырезают крупные детали. Их по отдельности переносят на тарелку, затем исправляют общий рисунок.

На прозрачную тарелку легко нанести фантазийный рисунок или орнамент с платка либо куска ткани. Для этого текстильное изделие можно «зажать» между двумя блюдами или положить на подушку, придавив сверху расписываемой поверхностью.

Шаблоны для бутылок

Здесь удобно использовать трафареты, лекала или любые рисунки вытянутой формы. Круговые орнаменты, особенно счетные, выглядят на цилиндрических предметах эффектно, но чтобы правильно разместить схему, придется потрудиться. Сложность заключается в соединении концов схемы. Но и здесь есть выход, можно:

  • тщательно просчитать каждый раппорт и подогнать размер к длине окружности бутылки;
  • взять орнаменты с короткими повторяющимися фрагментами, разметить цилиндр, при незначительном несовпадении рисунок скорректировать, изменяя расстояние между точками;
  • не соединять концы орнамента, декорировать свободную полоску в иной технике или другим узором.

Чтобы изделие получилось красивым, дайте высохнуть расписанному фрагменту, прежде чем приступить к следующему. Для ускорения процесса можно использовать фен.